Сталийное время и демердж как инструмент компенсации убытков в торговом мореплавании | Remedy - Юридическая фирма

Сталийное время и демердж как инструмент компенсации убытков в торговом мореплавании

Аннотация:  В настоящей статье исследуются специфичные для морского права инструменты компенсации простоя морского судна при  перевозке грузов.

 

Для работы морского судна требуется значительное количество ресурсов, включая как ресурсы сырьевые (топливо, питание и др.), так и человеческие (оплата труда моряков, агентов и операторов на берегу и др.). Каждый час работы морского судна требует от судовладельца весьма внушительных затрат на его содержание, поэтому, в судовладельческой деятельности крайне важно организовать работу таким образом, чтобы каждое судно постоянно находилось в работе, т.е. приносило доходы.  В этой связи, судовладельцам, занимающимися перевозками грузов,  одновременно приходится вести кропотливую работу, как в сфере логистики, так и в юридической сфере оформления отношений с партнерами. В данной статье, мы рассмотрим один из правовых инструментов, предназначенных для регулирования отношений, связанных с задержкой судна, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Как говорилось выше, каждый час работы судна требует значительных затрат. Именно поэтому, при заключении договоров фрахтования, стороны четко указывают время, в течение которого должны быть выполнены погрузочные или разгрузочные работы.  Период времени, согласованный сторонами, в течение которого судовладелец должен держать судно в состоянии готовности к погрузке или выгрузке без уплаты дополнительного фрахта – называется сталийным временем. Такое определение является наиболее популярным в торговом мореплавании и  именно в таком виде, понятие сталийного времени закреплено в  ст. 130 Кодекса Торгового Мореплавания Российской Федерации [1] (далее по тексту- КТМ РФ).

Как правило, в договорах фрахтования указывается определенный способ исчисления сталийного времени.

Наиболее простым является указание в договоре количества времени (дни, часы, минуты). В этом случае, расчет происходит крайне просто, из согласованного времени, вычитается время, непосредственно затраченное на погрузку и/или разгрузку.

Кроме этого, есть способ расчета исходя из установленной нормы скорости погрузки/разгрузки груза. Как правило, эта норма представляет из себя оптимальную скорость перемещения груза с трюмов судна на берег, или наоборот.

Существуют также и иные способы исчисления сталийного времени, однако они по большей части относятся к специфичным сырьевым товарам, и не носят распространенный характер, в отличие от вышеуказанных.

Также, сталийное время может быть установлено единым как для обоих портов (погрузки и разгрузки), так и для каждого по отдельности. В первом случае, который на практике называют «reversible», из установленного общего сталийного времени сначала вычитается время на погрузку, а затем, по прибытию в порт разгрузки – время на разгрузку. Во втором случае, стороны согласуют сталийное время для каждого порта отдельно.

Нередко случается так, что по каким-либо причинам, погрузка и разгрузка груза на судно затягивается на большее время, чем установлено в договоре. В этом случае, начинается исчисление контр-сталийного времени, так называемого демереджа.

Наиболее простым определением понятия демередж, является плата, которую оплачивает фрахтователь судовладельцу, при задержке судна на погрузке или разгрузке сверх установленного сталийного времени.

Следует отметить, что правовая природа демереджа отличается  в различных правовых системах. Так, в английском праве, демередж классифицируется как  заранее оговоренные сторонами договора убытки, во французском праве – это дополнительная стоимость фрахта. [2]

В ст. 131 КТМ РФ указано, что контр-сталийное время (демередж) это установленное сторонами дополнительное время ожидания после сталийного времени. Данное определение выглядит весьма общим, и по нашему мнению, не отражает сути понятия целиком. Более подробное толкование термину демередж содержится в текстах судебных решений арбитражных судов Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в своем Постановлении от 1 апреля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/850 [3], указал, что демередж представляет собой исключительную неустойку, а когда уплата демереджа и его размер определены в договоре, — исключительную договорную неустойку.

При столь расхожем толковании сущности демереджа, как таковых последствий различного толкования на практике не наблюдается, поскольку в основном, законодательно установленные нормы о сталийном времени и демередже носят диспозитивный характер, и действуют только при отсутствии соответствующего регулирования в договоре. Как правило, договоры морской перевозки грузов тщательно составляются юристами и охватывают все возможные отношения между сторонами. Соответственно все понятия устанавливаются в договоре между сторонами.

Расчет демерджа производится судовладельцем после выполнения рейса. Документом, на основании которого производится расчет является таймшит, который представляет из себя таблицу, в которой содержится информация о времени каждого совершаемого на судне действия. Дополнительно, все сведения о погрузке\разгрузке также составляются и представителями грузовладельцев или терминалами погрузки\разгрузки.

Следует отметить, что в качестве сталийного времени, а по его окончанию и в качестве демереджа, учитывается только то время, которое фактически было использовано, или должно быть использовано грузовладельцем для погрузки и  загрузки. Это означает, что отсчет сталийного времени начинается тогда, когда судно полностью готово к погрузке\разгрузке и стоит у причала. Соответственно любые задержки в погрузке\разгрузке, вызванные по причине  недостатков механизмов судна, либо работы экипажа судна (если он подчиняется судовладельцу), не включатся в расчет сталийного времени и демереджа.

В договорах морских перевозок грузов, стороны зачастую согласовывают ставку демереджа в виде определённого количества денежных средств за 24 часа задержки. Так, например, если демередж установлен в размере 10000 долларов США за 24 часа задержки, а по расчетам из таймшита судно задержалось по вине грузовладельца на 7 часов, то сумма демереджа подлежащего уплате грузовладельцем судовладельцу составляла бы 10000*7/24 = 2916,6 долларов США. Помимо ставки демереджа, стороны также часто согласуют между собой исключения из сталийного времени и демереджа. Обычно подобные исключения связаны с непредвиденными обстоятельствами, например погодой, чрезвычайным положением в порту, забастовкой на судне и т.д. Сталийное время и демередж в таких случаях не исчисляются. Также в качестве исключений из сталийного времени и демерджа могут согласовываться выходные дни и праздники.

В связи с тем, что бизнес судовладельцев (перевозчиков) и грузовладельцев (фрахтователей) зачастую зависит друг от друга, то в большинстве случаев стороны  решают все споры путем переговоров. Поскольку порядок расчета сталийного времени и демерджа подробно прописан в договорах, то единственным предметом спора является таймшит. Однако расхождения в показаниях капитанов судна и представителей грузовладельца на берегу как правило различаются не очень существенно, поэтому одна из сторон зачастую уступает другой.

В некоторых случаях, стороны согласовывают ограниченное время демерджа, и после его окончания начинается сверхконтрсталийное время, или детеншн. При детеншене, фрахтователь продолжает оплачивать судовладельцу плату за простой судна, однако у судовладельца появляется право прервать разгрузку и снять судно с рейса.

Помимо инструментов компенсации простоя, существует также инструмент поощрения быстро выполненной разгрузки. Так, в некоторых договорах согласовывается условие о том, что если грузовладелец произведет разгрузку до истечения сталийного времени, то ему причитается определённое вознаграждение за это. Данное вознаграждение называется диспач, и как правило устанавливается как половина ставки демереджа. Этот инструмент используется для дополнительной мотивации грузовладельца, поскольку чем раньше судно освободится от груза, тем раньше оно прибудет в порт и сможет принять следующий груз и соответственно получить за это плату (фрахт).

 

Список используемой литературы и нормативных актов:

  1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ Принят Государственной Думой 31 марта 1999 года
  2. Н. Мирошниченко, Опять о демередже и фрахтователе, Порты Украины, № 09 (121) 2012
  3. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 апреля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/850 (доступ по ссылке: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/32821758/) на 27.04.2017.

 

Ключевые слова: Демередж, сталийное время, диспач, детеншн, перевозка грузов, фрахтование

Annotation: In this article are investigated the specific instruments of compensation in maritime law

Keywords:  Demurrage, lay time, dispatch, detention, cargo transportation, chartering.

 

 

Галстян Нвер Левонович

Магистрант 2 курса юридического факультета ГУАП

 

ТЕГИ: Юристы по морскому праву, Адвокаты по морскому праву, Морские адвокаты, Консультации по морскому праву, морское право, морское право консультации