18 ноября в Санкт-Петербурге прошел круглый стол, посвященный новой редакции закона об арбитражном разбирательстве.
Директор ООО «Юридическая фирма «Ремеди» Андрей Супруненко принял участие в обсуждении.
Арбитражное разбирательство, как известно, осуществляется не государственными судьями, а арбитрами, которых назначают стороны спора.
Такой подход имеет ряд очевидных преимуществ перед государственными судами, при этом коллеги иногда забывают о недостатках.
Безусловным плюсом арбитража (третейского разбирательства) является возможность стороны выбрать арбитра по своему усмотрению. Как правило, арбитрами выступают опытные профессионалы в какой-либо узкой сфере деятельности, по которой возник спор. Также среди арбитров часто встречаются преподаватели высших учебных заведений.
С учетом того, что арбитры несравнимо меньше загружены рассмотрением споров и обычно имеют более узкую специализацию по сравнению с судьями государственных судов, стороны третейского разбирательства могут рассчитывать на более тщательное рассмотрение дела.
Кроме того, меньшая загрузка арбитров также позволяет провести рассмотрение в более сжатые сроки. И хотя формально дело, например, в государственном арбитражном суде (не путать с арбитражем!) должно быть рассмотрено по первой инстанции в общем порядке в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления искового заявления (ст. 152 АПК РФ), фактически рассмотрение отдельных споров длится 12 и более месяцев.
Разбирательство в арбитраже (третейском суде) обычно происходит в течение 3-6 месяцев, хотя исключения, конечно, присутствуют.
Получить решение компетентного суда (равно как государственного, так и третейского) в свою пользу недостаточно, важно затем его исполнить. Вопрос исполнимости актов российских судов особенно актуален для отечественных компаний.
И если исполнение решения российского суда на территории России сравнительно хорошо урегулировано, то исполнение решений российских государственных судов за границей часто оказывается затруднительным, в частности, в связи с отсутствием соответствующих международных соглашений. В таких случаях стороне, требующей исполнение, приходится опираться на расплывчатый принцип взаимного признания, что не всегда приносит желаемый результат, если должник зарегистрирован, например, в Германии или Турции.
В то же время, исполнимость решений арбитражей (третейских судов) гарантируется Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 год), так называемой Нью-Йоркской конвенцией. Относительно простой и прозрачный механизм, установленный Конвенцией, упрощает процесс принудительного исполнения должником решения компетентного.
Об отдельных случаях исполнения решений арбитражей рассказал на круглом столе директор юридической фирмы «Ремеди» Андрей Супруненко.
«Мы столкнулись с большими проблемами при исполнении решений Морской арбитражной комиссии Дании. Датский судья отказал нашим клиентам по причине якобы аффилированности МАК и российских спецслужб. И мы были вынуждены добиваться истины в вышестоящих инстанциях».
И добились.
Напоминаем, что специалисты юридической фирмы «Ремеди» не только оказывают услуги по защите интересов клиентов во всех судах и арбитражах, но и сопровождают заключение сделок и способствуют мирному урегулированию споров.
Такое внесудебное урегулирование может быть особенно интересно компаниям, имеющим спор по узкой специфике и/или с высокой ценой иска.