Тринадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение нижестоящего суда о взыскании более 500 миллионов рублей ущерба за разлив нефти в Керченском проливе.
Суд отказал в удовлетворении жалобы Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года (International Oil Pollution Compensation Fund 1992), который совместно с Ингосстрахом и пароходством «Волготанкер» выступал ответчиком по делу о взыскании ущерба.
В постановлении указывается, что «суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит».
В апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции от 26 июня Администрация МО Темрюкского района просила изменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В свою очередь, Фонд оспаривал решение в части сумм на возмещение ущерба и возложения всех расходов по уплате госпошлины на ответчиков.
Напомним, что 11 ноября 2007 года в Керченском проливе в результате шторма потерпели катастрофу около десяти судов. Российский танкер «Волгонефть-139», стоявший на якоре с грузом мазута более 4000 тонн, переломился пополам на очень большой волне. В результате разлома судна и затопления его носовой части в море вылилось свыше 1,2 тысячи тонн мазута.
Ответчики в обоснование своей позиции ссылались на то, что в соответствии с действующим законодательством собственник не несет ответственности за ущерб от загрязнения, если будет доказано, что ущерб причинен исключительным по своему характеру, неизбежным и непреодолимым стихийным явлением. Произошедший шторм, по их мнению, являлся именно таковым.
Однако и суд первой инстанции, и апелляционный суд установили, что капитаном судна не были предприняты все необходимые меры во избежание крушения. Следовательно, попадание в шторм не было неизбежным.
В соответствии с решением арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области ущерб предписывается частично компенсировать за счет фонда ограничения ответственности (в размере 116 миллионов рублей), а остальной ущерб будет компенсирован за счет Международного Фонда 1992 года.