Сообщается, что результатом исследования, проведенного по заказу Еврокомиссии, стало предложение ввести в портах Европейского Союза «утилизационный сбор» с судов.
Ожидаемо, судовладельцы выступают против.
Идея авторов предложения – DNV-GL, Университета Эразма Роттердамского и Ecorys – заключается в том, чтобы допускать в порты ЕС суда, независимо от флага, только при наличии специальной лицензии на утилизацию. Лицензионные сборы, выплачиваемые в процессе эксплуатации судна, будут аккумулироваться в специальном фонде. Когда подойдет срок утилизации судна, эти средства будут перечисляться последнему судовладельцу при условии, что утилизировать судно будут на одном из предприятий, получивших одобрение ЕС.
Такое предложение представляется фактически нереализуемым на практике и существенно ограничивающим судовладельцев в правах. Аналогичной позиции придерживается и Международная палата судоходства (ICS). Наиболее сильно утилизационный сбор в случае его принятия, может отразиться на судовладельцах-нерезидентах ЕС, особенно если их суда ходят под не-европейскими флагами.
Сейчас требование утилизировать суда только на верфях, одобренных ЕС, действует в отношении судов, работающих под флагами стран-членов Евросоюза. В то же время, судовладельцы таких судов могут обойти — и обходят — такие требования путем перевода своих судов под удобный флаг непосредственно перед списанием. Такие суда отправляются впоследствии на утилизацию на разделочные верфи в Южной Азии.
Очевидно, что предлагаемый механизм утилизационного сбора исключает такие маневры судовладельцев.
Международная палата судоходства и Ассоциация судовладельцев Евросоюза уже выступили против предложенной схемы. По их мнению, новый механизм сбора создаст серьезные проблемы в отношениях с торговыми партнерами ЕС, включая Китай, Индию, Японию и США. В целом предложение охарактеризовано идею как «чрезмерно сложное, совершено непрактичное и труднореализуемое». Также было отмечено, что создание утилизационного фонда станет «публичным оскорблением международному сообществу, принявшему Гонконгскую конвенцию о безопасной и экологически рациональной утилизации судов»