Настоящий материал создан и опубликован при участии ООО «Юридическая фирма «Ремеди» исключительно в информационных целях и не содержит конкретных юридических советов и/или мнений и/или заключений.
Настоящий материал ни в какой части не может использоваться в качестве замены профессиональной юридической консультации от компетентного юриста.
19 августа на популярном сервисе Youtube был выложен видео-ролик, в котором запечатлено, как с борта судна смывает трубы, предположительно, из-за плохого крепежа.
Ролик вызвал широкое обсуждение в профессиональной среде, а к моменту публикации заметки он набрал более 650 тысяч просмотров.
ИАА SeaNews обратилось к директору ООО «Юридическая фирма «Ремеди» Андрею Витальевичу Супруненко за экспертным комментарием ситуации с точки зрения ответственности судовладельца:
«Нужно понимать, что без изучения конкретных обстоятельств дела и оценки документов все комментарии будут носить крайне общий характер.
1. Безусловным является общее правило/практика, что перевозчик не несет ответственность за палубный груз.
2. Далее вступают в силу нюансы конкретных договоров, т.е. вышеуказанное условие изменяется, и ответственность перекладывается на перевозчика, но и в этом случае соотношение ответственности может распределяться между отправителем, если он должен по договору обеспечить крепление груза, и перевозчиком, который должен осуществлять правильную перевозку правильно размещенного и закрепленного груза.
3. Но и это не все, поскольку разрешение на выход судна дают портовые власти, которые в силу своих обязанностей по обеспечению безопасности мореплавания должны контролировать правильность размещения и крепления палубного груза.Представляя интересы добросовестного судовладельца, мы бы:
а) Рекомендовали ему включить оговорку об отсутствии ответственности при перевозке палубного груза;
б) В случае, если грузовладелец не согласился с включением данной оговорки в коносамент и произошел случай, аналогичный снятому в ролике, мы бы строили защиту прежде всего на том обстоятельстве, что при выходе судна портовые власти не предъявили никаких претензий судну и разрешили его беспрепятственный выход в рейс, далее оценили условие договора о распределении обязанностей по креплению груза между грузовладельцем и судовладельцем (по чьему указанию работали стивидоры, какова была их квалификация, сертифицированы ли были должным образом крепежные материалы);
в) Безусловно, нельзя будет обойти вниманием и фактор форс-мажорных погодных условий при перевозке.Следует также отметить, что наличие страхового покрытия ответственности у перевозчика позволит ему опереться на страховщика как в вопросах финансовой устойчивости, так и содействия в разбирательстве случившегося. Кроме того, не следует пренебрегать при возможности выбором стивидоров, чья ответственность также застрахована.»
Обсуждаемый видео-ролик доступен в оригинале (присутствует обсценная лексика).