Три года, четыре перерыва, 22 заседания и одна судебная экспертиза.
Столько потребовалось Арбитражному суду Краснодарского края и 15 Арбитражному апелляционному суду Ростова-на-Дону для вынесения небесспорного решения по спору в связи со столкновением двух судов.
В 2013 году в Азовском море произошло столкновение двух морских судов.
Координаты места столкновения полностью совпадают с координатами точки, в которой должна была начаться ледовая проводка судов в порт. Очередность движения судов в караване была определена заранее. При этом судно-1, которое должно было замыкать еще не сформированный караван, получило удар носовой частью судна-2 сзади.
Единственный уполномоченный на расследование таких аварий государственный орган — Ространснадзор — в своем заключении установил нарушения в действиях только судна-2. Действия судна-1 также были рассмотрены, нарушений не выявлено.
Страховщик H&M судна-1 выплатил страховое возмещение за вычетом франшизы. Очевидно, выплата не покрыла все убытки судна-1, в связи с чем судовладелец и страховщик совместно обратились с исковым заявлением.
Суд первой инстанции уведомлял ответчика по дипломатическим каналам и спустя 11 заседаний за полтора года вынес решение: в проведении экспертизы по ходатайству ответчика отказать, исковые требования с учетом частичного отказа истцов — удовлетворить. При этом судебные издержки сторон были возмещены лишь на ~20% от заявленных и документально подтвержденных сумм.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в ходе рассмотрения которой экспертиза по его повторному ходатайству всё же была назначена. Еще 11 заседаний и полтора года потребовалось суду апелляционной инстанции для того, чтобы в постановлении:
а) признать основной вывод экспертизы ошибочным;
б) оставить решение суда первой инстанции в отношении основного требования в силе;
в) снизить ставку процентов по ст. 413 КТМ РФ в 54 (пятьдесят четыре) раза.
Подобный результат, наилучший для истцов из возможных в конкретной ситуации, стал возможен благодаря усилиям и профессионализму сотрудников нашей компании.
При этом, сами по себе подобные судебные решения и длительный процесс их вынесения, хоть и стали встречаться в российской практике реже, тем не менее дискредитируют российские суды в глазах отечественных и зарубежных судовладельцев, страховщиков и иных участников морской транспортной деятельности.
Выражаем надежду на улучшение ситуации в российских судах и продолжаем активно этому содействовать.