Напомним, что в конце марта 2017 года сообщалось, что Высокий суд Лондона в ускоренном (упрощенном?) порядке принял решение, по которому Украина обязана погасить долг перед Россией путем выплаты номинальной стоимости еврооблигаций в сумме USD 3 млрд и начисленных процентов.
А в последний день весны СМИ опубликовали информацию о решении Стокгольмского арбитража (он же — Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма), уже по спору между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом».
Иск Газпрома рассматривается с лета 2014 года и связан с требованием о взыскании с «Нафтогаза» задолжнности за поставленный в 2013-2014 годах газ. Цена вопроса — USD 34,5 млрд.
Представители «Газпрома» подтвердили его получение решения Стокгольмского арбитража, назвав его «промежуточным» и не содержащим в себе каких-либо конкретных цифр.
При этом само решение пока не опубликовано.
Особый интерес вызывает то обстоятельство, что со слов представителей «Нафтогаза», решение Арбитража отменяет принцип «бери или плати».
Не имея в распоряжении текст такого решения, профессионально и детально комментировать его невозможно.
При этом, напоминаем, что принцип «take-or-pay» означает, что покупатель обязуется в любом случае периодически оплачивать определенную, согласованную часть согласованных объемов, даже если фактически он заказал меньше за конкретный период. На этом принципе основаны абонентские договоры.
По абонентскому договору заказчик (абонент) вносит периодические платежи в пользу исполнителя и получает право требовать определенного исполнения. Например, согласованного объема телефонной связи или оказания услуг.
Если заказчик не воспользовался телефонной связью или не заказал услуги, либо воспользовался не в полном объеме, периодические платежи все равно должны вносятся.
Если предположить, что договор между «Газпромом» и «Нафтогазом» заключен по российскому праву, то изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или самим договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Кодекс и законы предусматривают ряд таких случаев, при этом абонентский договор в них не входит.
Если решение Стокгольмского арбитража действительно отменяет принцип «take-or-pay» в договоре между «Газпромом» и «Нафтогазом», то оно создаст заметный прецедент.
А если ваша компания является стороной по абонентскому договору, то можно готовиться к искам об отмене такого принципа и в отношении любых других компаний.
Узнать о способах защиты своих прав можно у специалистов Юридической фирмы «Ремеди»:
info@remedy.ru;
8 (812) 702-51-00.
ТЕГИ: Юристы по морскому праву, Адвокаты по морскому праву, Морские адвокаты, Консультации по морскому праву, морское право, морское право консультации