Юридический аспект loss prevention management — комментарий экспертов Remedy | Remedy - Юридическая фирма

Юридический аспект loss prevention management — комментарий экспертов Remedy

26 ноября ИАА «АПК-Информ» опубликовало статью экспертов ЮФ «РЕМЕДИ» Кристины Синовой и Марии Супруненко о юридическом аспекте loss prevention management.
С полной версией можно ознакомиться на сайте Информационно-аналитического агентства.

В статье рассмотрены аспекты, которые следует учитывать в современных реалиях при заключении, исполнении хозяйственных договоров с целью предотвращения убытков. Все они имеют одинаково высокую важность и в условиях жесткого конкурентного рынка каждый из них может стать ключевым.

Выбор контрагента

С данного этапа начинаются любые правоотношения между сторонами. Длительные связи и многолетний опыт работы с проверенными контрагентами, безусловно, являются залогом успеха.
Тем не менее, не у многих участников рынка есть возможность из года в год работать с ограниченным количеством проверенных организаций. В таких случаях можно обратиться в консалтинговую и (или) юридическую фирму для составления заключения due diligence в отношении потенциального контрагента: правового, финансового, комплексного; в нем, в частности, будет отражена информация относительно деловой репутации, финансов, возможных правовых рисков.

Учитывая специфику перевозки масличных и зерновых морским транспортом, о ненадежности и финансовой несостоятельности контрагента могут свидетельствовать в том числе следующие обстоятельства/данные:
— большой возраст судна;
— надзор за техническим состоянием судна осуществляет общество, не входящее в МАКО (Международная ассоциация классификационных обществ (IACS));
— некачественное страховое покрытие судна.

Дешевая страховка говорит о том, что судовладелец финансово несостоятелен. В нашей практике был случай, когда корпус судна не был застрахован (страхование H&M отсутствовало). Ответственность застрахована на основании страхового полиса, выданного компанией, в отношении которой еще до выдачи полиса введена процедура внешнего управления.

Существуют организации, специализирующиеся на проверке/составлении due diligence в отношении страховых компаний и страхования, способные помочь компании в профилактике подобных ситуаций.

Финансовая несостоятельность судовладельца и отсутствие должного страхового покрытия перевозчика могут привести к тому, что грузовладельцу придется брать все расходы на себя в случае возникновения каких-либо проблем с судном.

Случай из нашей практики.
Теплоход с грузом вышел из одного из южных портов Российской Федерации. Практически сразу же после начала рейса теплоход получил пробоину и выбросился на отмель, поскольку не работала система откачки воды. Отсутствие действующей страховки и бездействие судовладельца ввиду плохого финансового положения вынудило грузовладельца активно включиться в процесс спасения груза. Отметим, что в рассматриваемом случае страховщик груза вел себя также достаточно пассивно, поэтому все расходы по спасению груза, а также организационные аспекты легли на плечи грузовладельца, чего он вряд ли ожидал при заключении договора купли-продажи.

Согласование условий договора

После выбора контрагента следует обратить внимание на согласование применимого права и удобной подсудности споров, вытекающих из договора.
Арбитражная (третейская) оговорка должна быть четко сформулирована, указан конкретный третейский суд. На сайтах многих третейских судов размещены их регламенты, в которых, в свою очередь, содержатся формулировки оговорок.
Достаточно часто в нашей практике встречается следующая формулировка: «споры передаются на рассмотрение в Арбитражный суд г. Лондон» или «споры передаются на рассмотрение в Лондонский арбитражный суд». Судов с указанными названиями не существует, соответственно, нельзя однозначно ответить на вопрос, какой именно суд имели в виду стороны. Тем не менее, в регламенте Лондонского международного третейского суда (LCIA) предусмотрено, что наличие приведенных оговорок делает спор подсудным LCIA, ввиду чего следует еще более внимательно подходить к вопросу составления оговорки.

В случаях, когда речь идет о контрактах на поставку масличных культур, компетентным арбитражем может быть выбран арбитраж FOSFA. Если предметом поставки является зерно, спор, как правило, передается арбитражу GAFTA.

Безусловно, важным аспектом является разработка стандартных проформ договоров штатными юристами либо юридической фирмой, работающей на аутсорсинге. Кроме того, в случаях, когда речь идет о договорах поставки масличных и продуктов их переработки, существуют стандартные формы договоров, разработанные FOSFA и размещенные на сайте www.fosfa.org; о договорах поставки масличных — обычно имеются в виду стандартные формы GAFTA (www.gafta.com).

Достаточно часто возникают ситуации, когда контрагент приходит уже с подготовленным договором. В таком случае необходима тщательная проверка содержащихся в нем формулировок:
— с точки зрения применимого права;
— с точки зрения четкости и однозначности толкования каждого пункта, каждого условия.

Подготовка персонала

Подготовка персонала может осуществляться различными способами, в том числе, одновременно. В частности, путем обращения конкретных сотрудников за консультациями и обращения организации за составлением юридического заключения по частным вопросам, возникающим в связи с заключением и исполнением договоров к представителям юридических фирм, юристам, адвокатам.
Кроме того, учитывая работу компании в определенной сфере и возникновение повторяющихся, однотипных ситуаций и вопросов, накопленные знания и опыт позволяют подготавливать инструкции, методические рекомендации на базе юридических заключений, как уже существующих, так и новых.

Важным инструментом является претензионная работа в целях досудебного урегулирования. Важно, чтобы указанную работу осуществлял компетентный в данной области специалист, которым может быть как штатный сотрудник организации, так и внештатный – юрист, юридическая фирма.

В случае если спор между контрагентами не удалось урегулировать в досудебном порядке, необходимо принять решение об инициировании судебного разбирательства. Для этой цели важно правильно оценить с учетом ранее выбранной юрисдикции и применимого права расходы на ведение дела в суде, время рассмотрения спора.

Loss prevention и договор страхования

В большинстве случаев при перевозке наливных грузов можно столкнуться с двумя типами грузовых претензий, связанных с недостачей груза или с его порчей (загрязнением).

Недостача груза может быть как «физической», так и «бумажной», т.е. связанной с техническими ошибками. Физическая потеря может быть результатом испарения во время рейса (которое может быть вызвано неудовлетворительным вакуумным давлением клапана), утечки в другие резервуары, невозможности выгрузить так называемый «не выкачиваемый остаток», погрешности измерений на борту и на берегу, неправильной настройки трубопровода на борту и на берегу, банальной кражи.
Для минимизирования возможных потерь груза важно точно измерять и записывать показатели перед погрузкой, после погрузки, перед выгрузкой и после выгрузки. Это поможет понять, на каком этапе произошла потеря груза. В то же время, необходимо следить за надлежащей работой трубопроводов, клапанов, температурным режимом, а на этапе выгрузки проследить, чтобы груз не остался в береговых трубопроводах.

«Бумажная» недостача может произойти в результате неточных данных в коносаменте или неточного измерения груза в береговом резервуаре.

Порча (загрязнение) груза может быть как судового происхождения, так и берегового. Для того чтобы избежать загрязнения на борту судна, необходимо, чтобы все резервуары, насосы, клапаны, трубопроводы были надлежащим образом очищены и осушены. Возможность береговой порчи груза также связана с обеспечением надлежащего состояния оборудования для перекачки. Причина порчи груза может быть разная, однако результат одинаков – потеря стоимости груза или отказ от груза.

Если все-таки с грузом возникли проблемы, защитить свои интересы с минимальными потерями можно при наличии страхового покрытия. Чтобы оно реально работало, следует тщательно и заранее подойти к выбору страховой компании или брокера, т.к. практика показывает, что чем больше опыт работы в данной сфере, тем проще пройдет процесс урегулирования возникших проблем; и чем больше времени для согласований, тем больше возможностей для получения наилучших условий.

Для более широкого взаимодействия между клиентом и страховой кампанией предпочтительный возраст судов должен быть менее 35 лет. Согласование более зрелых судов занимает больше времени и требует большего количества документов.
Также особое внимание следует уделить сюрвейерским осмотрам. На стадиях погрузки и выгрузки настоятельно рекомендуются идентичные способы осмотров во избежание проблем и возникновения лишних вопросов.

Следование этим несложным мерам поможет вам отстоять собственные интересы, как в случае получения претензии в ваш адрес, так и в случае, когда претензия исходит от вас. Наличие зафиксированной информации и необходимых документов будет способствовать урегулированию спорных ситуаций без обращения в суд.

Заказать оценку условий договора, due diligencе и получить подробную консультацию можно, обратившись
по телефону: 8 (812) 702-51-00 или
по e-mail: info@remedy.ru