19 июня 2019 года в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» произошел разлив тяжелого топлива с борта т/х «Лоза» и, как следствие, загрязнение акватории Угольной гавани.
В связи с большим объёмом разлитого с судна топлива, а также в связи с погодными условиями оказалась загрязнена не только часть акватории, но и стенки причалов в Угольной гавани. Кроме того, возникла угроза попадания судового топлива в водозаборы ТЭЦ.
Следует отметить, что изначально капитан судна «Лоза» неверно информировал портовые власти об объёме вылившегося за борт судна мазута, тем самым увеличив время реагирования портовых властей на весь объём разлива.
В силу масштаба загрязнения, особенностей места разлива (большой участок акватории морского порта Санкт-Петербург, Угольная гавань), большого количества причалов для подхода, стоянки судов и грузовых операций, а также погодных условий, организация, изначально нанятая судовладельцем для ликвидации разлива, не справилась с поставленной задачей.
Со стороны Администрации порта потребовалось привлечение ликвидатора, который успешно завершил работы по ликвидации разлива и предотвратил дальнейшее загрязнение акватории.
Благодаря усилиям Юридической фирмы «Ремеди», в частности, еще до окончания работ по ликвидации разлива удалось получить судебный акт об аресте на т/х «Лоза» и заключить с судовладельцем и его страховщиком ответственности соглашение о предоставлении приемлемого обеспечения требований ликвидатора.
Исковые требования о взыскании ущерба были предъявлены к судовладельцу т/х «Лоза» и страховщику гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.
Правовым основанием для взыскания ущерба являются положения Главы XIX.1. Кодекса Торгового Мореплавания об ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, а именно, ч. 2 пп. 4 п.3 ст.336.1 КТМ РФ, в соответствии с которой ущербом от загрязнения являются расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.
Согласно пп.5 п.3 ст.336.1 КТМ РФ предупредительными мерами являются любые разумные меры, принятые любым лицом после инцидента, по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения.
Ответчики, не отрицая вины судовладельца т/х «Лоза» в разливе топлива, пытались оспорить размер понесенных ликвидатором расходов.
В рамках судебного разбирательства Юристам «Ремеди» удалось:
— доказать практически в полном объеме размер, разумность и оправданность мер, предпринятых Истцом-ликвидатором разлива по уменьшению ущерба от загрязнения;
— доказать причинно-следственную связь между загрязнением вследствие разлива топлива с судна и расходами и ущербом, понесёнными Истцом;
— обосновать применение к правоотношениям, возникшим между Истцом и Ответчиками ч. 2 пп. 4 п.3 ст.336.1 КТМ РФ;
— первыми создать судебную практику применения этой нормы КТМ РФ.
Дело вели руководитель морской практики ЮФ «Ремеди» Андрей Космачевский и старший юрист Мария Супруненко.