На 23 июля 2024 года назначено второе чтение по законопроекту № 577665-8 ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах.
По сравнению с редакцией в первом чтении, наиболее существенно изменились пункты 46-49 статьи 2 законопроекта.
Специалисты Юридической фирмы «Ремеди» проанализировали предлагаемые изменения и ниже приводим некоторые наиболее наглядные случаи.
1.1. Исковых заявлений имущественного характера:
Было: цена иска (руб.) | Было: максимальный размер госпошлина (руб.) | Предлагается: цена иска (руб.) | Предлагается: максимальный размер госпошлины (руб.) |
---|---|---|---|
до 100 000 | 4 000 | до 100 000 | 10 000 |
100 001 — 200 000 | 7 000 | — | — |
200 001 — 1 млн | 23 000 | 100 001 — 1 млн | 55 000 |
1 млн — 2 млн | 33 000 | 1 млн — 10 млн | 325 000 |
свыше 2 млн (например, 100 млн) | 200 000 | — | — |
— | — | 10 млн — 50 млн | 725 000 |
— | — | свыше 50 млн (например, 100 млн) | свыше 725 000 (например, 975 000) |
Для сравнения приводим ставки арбитражного сбора в одном из московских третейских судов, депонировавшем правила в Министерстве юстиции Российской Федерации:
1 млн – 70 000 руб. (85 000 руб. при коллегиальном рассмотрении);
10 млн – 195 000 руб. (247 500 руб. при коллегиальном рассмотрении);
50 млн – 600 000 руб. (774 000 руб. при коллегиальном рассмотрении);
100 млн – 950 000 руб. (1 229 000 руб. при коллегиальном рассмотрении).
Как видно, если госпошлины в арбитражных судах будут увеличены в предложенных размерах, то сборы в третейских судах во многих случаях будут даже ниже.
1.2. Искового заявления по спору, возникшему при заключении, изменении или расторжении договоров без требования о применении последствий недействительности сделок:
Категория: | Было: | Предлагается: |
---|---|---|
для физ. лиц | 300 | 15 000 |
для юр. лиц | 2 000 — 3 000 | 50 000 |
1.3. Заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) гос. органов, органом местного самоуправления и должностных лиц незаконными:
Категория: | Было: | Предлагается: |
---|---|---|
для физ. лиц | 300 | 20 000 |
для юр. лиц | 2 000 | 60 000 |
1.4. Заявления о признании должника несостоятельным (банкротом):
Категория: | Было: | Предлагается: |
---|---|---|
для физ. лиц | 300 | 10 000 |
для юр. лиц | 6 000 | 100 000 |
При обращении должника с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) государственная пошлина не взимается.
По заявления, требованиям и иным обособленным спорам, подлежащим рассмотрению в деле о банкротстве, госпошлина взимается в таком же размере, которых взимался бы исходя из существа заявленных требований.
1.5. Заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения (или на отмену решения) по спору, рассмотренному третейским судом или арбитражем:
Было: 3 000 рублей;
Предлагается: 100% госпошлины, которая бы подлежала уплате в случае рассмотрения спора в арбитражном суде РФ.
1.6. Заявление, в том числе, о разъяснении судебного постановления, об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок:
Было: Нет;
Предлагается: 15 000 рублей.
2. Госпошлина за рассмотрение Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции:
2.1. Искового заявления имущественного характера
Было: цена иска (руб.) | Было: максимальный размер госпошлины (руб.) | Предлагается: цена иска (руб.) | Предлагается: максимальный размер госпошлины (руб.) |
---|---|---|---|
до 20 000 | 800 | — | — |
20 001 — 100 000 | 3 200 | до 100 000 | 4 000 |
100 001 — 200 000 | 5 200 | 100 001 — 500 000 | 20 000 |
200 001 — 1 млн | 13 200 | 500 001 — 1 млн | 30 000 |
свыше 1 млн (например, 100 млн) | 60 000 | 1 млн — 10 млн | 120 000 |
— | — | 10 млн — 50 млн | 320 000 |
— | — | свыше 50 млн (например, 100 млн) | свыше 320 000 (например, 420 000) |
2.2. Заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) гос. органов, органом местного самоуправления и должностных лиц незаконными:
Категория: | Было: | Предлагается: |
---|---|---|
для физ. лиц | 300 | 3 000 |
для юр. лиц | 2 000 | 15 000 |
2.3. Заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения или на отмену решения по спору, рассмотренному третейским судом или арбитражем:
Было: 2 250 рублей;
Предлагается: 100% госпошлины, которая бы подлежала уплате в случае рассмотрения спора в судей общей юрисдикции РФ.
2.4. Заявления, в том числе, о разъяснении судебного постановления, об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок:
Было: Нет;
Предлагается: 5 000 рублей.
3. Для рассмотрения в арбитражным судом РФ или судом общей юрисдикции РФ искового заявления, содержащего требования о применении последствий недействительности сделок, теперь предлагается взимать 100% от госпошлины для исковых заявлений имущественного характера, в зависимости от стоимости имущества, подлежащего возврату.
Выше приведены лишь некоторые случаи кратного увеличения размера государственной пошлины или введения новых государственных пошлин.
Пунктом 2 статьи 19 ФЗ в редакции законопроекта предполагается, что указанные правки должны вступить в силу не позднее, чем через месяц после их официального опубликования.
Можно предположить, что при плановом рассмотрении законопроекта, предложения могут вступить в силу к концу 2024 – началу 2025 годов.
Команда Юридической фирмы «Ремеди» следит за развитием ситуации и защищает права и интересы своих доверителей с учетом самых свежих изменений законодательства.
Убедиться в этом можно, обратившись к нам:
— по телефону 8 (812) 702-51-00;
— по электронной почте: info@remedy.ru.