24 апреля 2018 г. в Санкт-Петербурге в историческом здании Института международного транспортного менеджмента состоялся первый Санкт-Петербургский морской форум – научно-практическая конференция, посвященная актуальным вопросам морского судоходства.
Форум был инициирован двумя старейшими российскими организациями, имеющими непосредственное отношение к морю – Университетом морского и речного транспорта имени адмирала С.О. Макарова и Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Российской Федерации при поддержке Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга. Соорганизаторами форума выступили юридические фирмы: адвокатское бюро «Думлер и Партнеры», юридическая фирма «Ремеди» и Marine Legal Bureau.
По словам участников Форум стал отличной дискуссионной площадкой для по широкому спектру морской логистики: от судостроения и портовой инфраструктуры до моделирования морской аварий. Замечательно то, что на форуме получили возможность «лицом к лицу» пообщаться представители бизнеса, сотрудники государственных органов и ученые. А также, поскольку площадкой форума было высшее учебное заведение, то приобщится к решению реальных вопросов смогли и курсанты университета.
Открытие форума ознаменовалось торжественным подписанием соглашения между Университетом и Морской арбитражной комиссией. Согласно документу стороны договорились о сотрудничестве в области развития и популяризации морского права и альтернативных способов урегулирования споров, взаимодействии по вопросам интеграции России в мировую экономическую систему в сфере торгового мореплавания.
Всего в работе Форума было заявлено четыре сессии; доклады в них были объединены по спектру рассматриваемых вопросов.
В первой сессии, посвященной обновлению гражданского флота в России, выступили представитель инженерного бюро, сотрудник администрации портов балтийского моря и адвокат.
Руководитель Морского инженерного бюро Г.В. Егоров в своем докладе дал характеристику основным тенденциям судостроения в России на текущем этапе: в стране происходит обновление торгового и пассажирского флота, постепенно заменяются созданные еще в советские времена суда, на смену им приходит отвечающий всем современным требованиям флот. В.В. Зеленский, помощник руководителя Администраций торговых портов Балтийского моря, ознакомил участников Форума с новыми правилами государственной регистрации судов. Адвокат А.С. Карчемов (адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры») посвятил свою презентацию вопросам лизинга – одного из основных инструментов обновления флота.
Вторая сессия, названная «Перевозчик – не враг судовладельца», рассматривала вопросы морских перевозок. Профессор А.Л. Кузнецов осветил вопросы организации морских портов, обратив внимание участников на очевидный «перекос» создания узкоспециализированных портов в ущерб универсальности, повлекший за собой возникновение у собственников и операторов убытков. Н.А. Шванвич, руководитель юридической службы морского агента одного из крупнейших перевозчиков «Mediterranean Shipping Company», объяснила интересные тонкости оформления грузоперевозок. Д.А. Негодаев, директор компании «Трансфенника Россия», рассказал о функциях морских агентов.
В третьей сессии рассматривались вопросы разрешения морских споров. Ответственный секретарь МАК Д.Л. Давыденко рассказал о формируемой комиссией арбитражной практике и о применяемых процедурах в рамках компетенции этого арбитражного органа. Руководитель компании Marine Legal Bureau Э.А. Кузнецов рассказал о тонкостях арбитражного процесса в иностранных арбитражных организациях. А судья Северо-Западного арбитражного суда в отставке Н.В. Марьянкова – о сформированной в Северо-Западном регионе практике государственных судов в области морского права.
В рамках четвертой сессии, посвященной морским инцидентам, руководитель морской практики юридической фирмы «Ремеди» А.А. Космачевский прояснил для слушателей особенности разбирательства морских аварий. На примере морского тренажера директор этой же фирмы А.В. Супруненко наглядно показал применение современных технологий при расследовании конкретных морских столкновений и призвал участников чаще прибегать к существующим техническим возможностям при рассмотрении споров между судоводителями. В рамках доклада о работе сюрвейеров А.Н. Волкун, один из руководителей компании СОЭКС-Нева, обратил внимание на деятельность сюрвейера и его профессиональные возможности, которые могут помочь в оценке причиненного ущерба и обстоятельств, приведших к его возникновению.
В завершение Форума заместитель председателя Морской арбитражной комиссии А.Е. Березий заверил всех присутствующих в том, что Санкт-Петербургский морской форум, успешно начавший работу в 2018 году, продолжит свою работу, а, значит представителей отрасли морской логистики ожидают новые интересные встречи на площадке Форума.